«Мы писали историю рынка недвижимости».

09.08.2019
1112
«Мы писали историю рынка недвижимости».

В этом году компания «Русский Фонд Недвижимости» отметил 25-летний юбилей работы на рынке. О том, какими были эти годы, что помогло компании добиться успеха, как она стала одной из системообразующих на рынке Санкт-Петербурга, мы попросили рассказать ее основателя и бессменного руководителя Александра Семеновича Портнова.

- Александр Семенович, 25 лет работы для компании – это очень серьезная дата по меркам российского бизнеса. Как все начиналось?

- РФН начал работать в июле 1994 года, ровно 25 лет назад, в арендованном офисе на углу 8-й Советской и Дегтярной улиц. У 90% компаний в то время вообще не было компьютеров, но мы купили четыре компьютера Pentium 286 с огромными черно-белыми мониторами-кинескопами. Систему Windows тогда еще не изобрели, вместо нее был DOS, где все управление происходило через командную строку. Сотовой связи тогда не было вообще, лишь через год появились первые операторы.

А также до 1992 года не было собственности на недвижимость, как таковую, она появилась с 1 января, когда был принят соответствующий закон. А до этого не было ни агентств, ни рынка, был только «Горжилобмен», и квартиры не продавались, а обменивались с доплатой, ведь, собственности не было.

- Когда РФН пришел на рынок, сколько там тогда было агентств?

- Около тридцати. Рынок тогда только формировался и одними из его столпов было агентство «Дом Плюс», потом Александр Юрьевич Романенко, который в это время жил в Америке, познакомился с риэлтором Дэном Коркораном и привез его в Россию. У Коркорана был 20-тилетний опыт риэлторской деятельности, что для нас было чем-то немыслимым, так как у нас рынку было всего несколько лет, и мы вообще не знали, ни что такое продажа недвижимости, ни как она должна быть организована, ни как происходит переход права. Даже денежных хранилищ, привычных всем банковских ячеек, и тех не было: банки такую услугу не оказывали и люди рассчитывались в парадных, в машинах, через тумбочку в агентстве. Коркоран привез из Америки практически всю юридическую основу нашего бизнеса: формы договоров, расписок, гарантийных писем, даже такое слово, как «эскро» - это все пришло с ним.

- Какая недвижимость была самая ходовая в тот период?

- Новостроек тогда не было, они появились в 2001-2003 годах, а до этого было только ведомственное жилье, когда какой-нибудь завод строил дом для своих рабочих. Откуда брались квартиры для продажи? Это было, в основном, жилье тех, кто эмигрировал из страны. Было популярно расселение коммуналок, появилось большое количество москвичей и даже иностранных покупателей, которые особенно интересовались видовыми квартирами в центре города. Отдельный класс покупателей – это состоятельные бандиты, которые покупали квартиры с обязательным видом на собор или церковь. Также огромным спросом пользовалась коммерческая недвижимость, особенно среди иностранцев, которые скупали магазины на Невском, на Большом проспекте.

На загородном рынке в основном продавали дешевые дачи и старенькие дома ИЖС, элитной недвижимости там не было, потому что ее никто не умел ни проектировать, ни строить.

- Какими были первые годы работы РФН?

- Сказать, что мы сразу резко пошли в рост, я не могу: конкуренция на рынке была высокая, кроме того, нужно было где-то брать людей и обучать их, ведь профессиональных риэлторов нигде не готовили. Но первые люди, которые тогда приходили устраиваться на работу, были очень сильные, потому что в стране была страшная безработица, и на улице оказались тысячи очень мотивированных, высококачественных, образованных специалистов. А в недвижимости тогда была возможность быстро и много зарабатывать, в разы больше, чем на заводе или в институте.

- Как пришла идея создания региональных отделений?

- Ее принес в компанию Анатолий Федорович Сухина, который предложил создать первый филиал во Всеволожске. Тогда у РФН был только один офис и занимались мы городской недвижимостью. Создание регионального отделения стало важнейшим этапом развития компании, потому что во Всеволожске не было ни одного агентства недвижимости, их вообще не было ни в одном пригороде Петербурга. Тогда было очень много криминала, и таких как мы на жаргоне называли «хозяйственниками» и к нам чуть ли не каждую неделю приходили различные группировки. Но мы никогда им не платили, и это нам очень сильно помогло, ведь когда появились РУБОП, СОБР, ОМОН и прочие спецподразделения, которые серьезно взялись за криминальные группировки, бандиты начали собирать со своих «хозяйственников» деньги и многие фирмы разорились.

- Когда родилось понимание того, что надо заниматься именно загородным рынком?

- Практически сразу после открытия офиса во Всеволожске. Анатолий Федорович Сухина прекрасно справился с своей задачей и стал потом развивать другие направления. Кстати, когда в 1998 году грянул кризис, именно Всеволожское отделение помогло нам выстоять, стало своего рода опорой. В апреле 2000-го года мы купили офис на Петроградской стороне, кроме того, у нас уже было открыто 7 или 8 отделений и почти все они были арендными, а Центральное – одно из первых, которое было в собственности. Также с 2000 года у нас появился журнал «Загородное обозрение», это тоже была определенная веха, потому что издательский бизнес поднял нас на качественно новый уровень.

К 2004 году рынок недвижимости стал уже более-менее цивилизованным, а с 2005 по 2008 на нем начался бешеный подъем. Это были годы расцвета нашего бизнеса. Тогда же на загородном рынке начался бум земель сельхозназначения, на чем очень много людей заработало хорошие деньги. Рынок три года рос, а в октябре 2008 года грянул страшный кризис. Я помню, как однажды у нас вдруг замолчали все телефоны. У людей началась паника, я старался их успокоить, как-то подбодрить, делал вид, что все хорошо, и мне верили. Так прошли октябрь, ноябрь, декабрь, январь, а потом я уже сам начал переживать, в феврале я уже начал приносить деньги из дома, чтобы выплачивать зарплаты и думал, что через полгода, в сентябре надо будет все сворачивать и продавать. И вдруг в конце марта началось легкое оживление, чуть-чуть прибавилось звонков, в апреле стало еще лучше, и где-то к осени 2009 года мы начали потихоньку выруливать.

Вот сейчас я оглядываюсь назад, и понимаю, что мы прошли грандиозный путь. За эти годы изменилось все: страна, рынок, законодательство, одних только свидетельств на землю было чуть ли не десяток разных видов! И мы, «Русский Фонд Недвижимости» писали своим трудом историю этого рынка, формировали его, создавали, корректировали. Мы и есть сама история этого рынка.

- Что позволило пройти этот путь?

- Прежде всего то, что мы никогда не стояли на месте, мы постоянно менялись и старались идти в ногу со временем: запускали новые проекты, меняли технологии, обновляли подходы и процессы работы. Ведь для фирмы 25 лет – это очень серьезный возраст, которого многие компании не достигают. Но если вы постоянно обновляетесь, постоянно ищете куда еще приложить свой талант и труд, постоянно встряхиваете людей, вы не состаритесь.

- Надеюсь, мы еще долго не состаримся.

- Нет, мы стараемся соответствовать времени. В последнее время у нас появилось молодежи. Любой организм должен самообновляться: молодые должны учиться у опытных сотрудников и вставать на их место, а ветераны должны передавать знания и опыт.

- Вы уже 25 лет занимаетесь бизнесом в недвижимости. Вам это не наскучило за четверть века?

- Я никогда не ощущал себя администратором, я все-таки больше человек творческого склада, люблю придумывать что-то, реализовывать, вижу себя в роли некого генератора идей и процессов. Недвижимость - это же не просто земля и строения на ней, это не конвейер - здесь нет и никогда не будет двух одинаковых сделок, поэтому этот бизнес интересен и не может надоесть.

- И напоследок: Александр Семенович, что бы вы хотели пожелать всем сотрудникам «Русского Фонда Недвижимости» в год 25-летия компании?

- Я много раз говорил что «Русский Фонд Недвижимости» - это, в первую очередь, люди, главное наше богатство, главная достояние компании. И я хочу от всей души поздравить всех их с юбилеем фирмы, это в первую очередь их праздник, пожелать им счастья, здоровья, любви, радости, хороших сделок, успехов и процветания.