Электронный сервис или агентства недвижимости?

07.04.2017
925
Электронный сервис или агентства недвижимости?

Что больше всего волнует риэлторов не только Санкт-Петербурга и области, а всей страны в последнее время? Грядущий рост цен? Отмена государственной поддержки ипотеки? Общее состояние рынка? Нет, все это меркнет на фоне последних инициатив Сбербанка, который оказывает существенное влияние на рынок недвижимости, так как именно на его долю приходится больше половины всех выданных в стране кредитов. И вот этот гигант в конце февраля основательно напугал риэлторское сообщество России, выведя на рынок свой новый сервис «ДомКлик».

«ДомКлик» – это одноименный интернет-портал, на котором каждый желающий сможет в удаленном режиме получить одобрение ипотечного кредита и (а вот теперь – самое интересное!) провести электронную регистрацию сделки в Россреестре, причем повести ее даже в том случае, если объект приобретается не с помощью ипотечных средств Сбербанка. А когда глава компании Герман Греф презентовал этот сервис, он прямо сказал, что «мы создали электронное агентство недвижимости». Естественно, такая фраза заставила всех риэлторов серьезно напрячься.

Сбербанк -это крупнейшая госкомпания с огромными финансовыми и административными ресурсами, которой по силам положить весь рынок недвижимости страны на лопатки за полгода-год с помощью своего онлайн-сервиса. Более того – появляется реальная угроза монополизации всего рынка! И пусть постфактум слова Грефа об электронном агентстве недвижимости были опровергнуты – мол, это всего лишь модернизация партнерского сервиса, но может получиться, что риэлторы могут стать просто не нужны в ближайшем будущем.

Сегодня примерно половину клиентов-ипотечников в Сбербанк приводят именно риэлторы, и, создавая свой сервис, банк неизбежно ссорится с последними. То немногое, что может сыграть на руку риэлторам в ситуации с «ДомКлик», – это то, что сервис рано или поздно монетизируется, что наверняка оттолкнет от него ряд клиентов. Ведь за услуги риэлтора клиент не платит «живыми» деньгами, так как комиссионные являются частью сделки. А вот за услуги «ДомКлик», вполне возможно, придется платить именно «живыми» деньгами, которые снимут со счета, или наличными в отделении. И вот это уже вызовет отрицательные эмоции у потребителя, который, как известно, платить совсем не любит.

Однако, внушает оптимизм, что на Западе риэлторы все еще есть. Не хотим получить обвинения в отсутствии патриотизма, но как-то слабо верится, что наша страна такая продвинутая, а весь остальной цивилизованный мир за ней не поспевает. Тем не менее, данный прецедент может и должен послужить толчком к развитию риэлторской профессии. Внедрение современных технологий, клиентоориентированность, улучшение качества сервиса,  – все это должно быть не просто словами, а руководством к действию. Потому что если не улучшать сервис, то завтра клиент пойдет на любой раскрученный агрегатор и получит необходимую ему услугу.


другие новости рынка недвижимости

кредитный департамент Русского Фонда Недвижимости