В начале прошлого месяца «Русский Фонд Недвижимости» отметил семнадцатую годовщину работы на рынке. Сегодня в интервью генеральный директор РФН Александр Семенович Портнов подводит итоги очередного года жизни компании.
– Александр Семенович, каким был для «Русского Фонда Недвижимости» семнадцатый год работы компании?
– Я думаю, что семнадцатым годом работы можно гордиться. Это был год сбывающихся надежд, особенно его вторая половина. Появилось ощущение того, что рынок выходит из кризиса: начал уверенно возрождаться спрос, резко увеличилось количество клиентов, стали хорошо продаваться объекты, которыми мы традиционно занимаемся, – дома и участки сегмента бизнес– и люкс-класса, которые длительное время не пользовались спросом. Соответственно, стали появляться сделки с хорошими комиссионными, улучшилось настроение агентов, люди начали больше зарабатывать, и все это создало определенный настрой в коллективе.
Конечно, пока рынок не достиг уровня, который был до кризиса, но активность покупателей, продавцов и, как следствие, наших агентов, выросла. Я считаю, что семнадцатый год работы компании прошел очень удачно, мы почувствовали, что наша профессия востребована, престижна, что она опять хорошо оплачиваема. То, что в коллективе сейчас положительный настрой, было видно на нашем празднике: явка была абсолютная, более 240 человек хотело побывать на годовщине компании. Это говорит о том, что у людей позитивное настроение, и мы этому очень рады.
– Как Вы думаете, этот позитивный настрой будет расти?
– Несомненно. Во время кризиса нас покинуло много случайных людей, причем не только агентов, но и менеджеров. В некоторых отделениях, таких как Лужское, где спрос зависит от ипотечных кредитов и где он резко упал, снизился и интерес агентов к работе. Сегодня мы это отделение практически возрождаем, хотя в лучшие времена в нем было открыто больше ста сделок одновременно.
Но есть отделения, которые уже набрали 80-90 % от докризисного объема – это Сертоловское, Сестрорецкое, Петергофское, Всеволожское, Пушкинское отделения; хорошо прибавили в Токсово и Зеленогорске. Но в некоторые офисы, такие как Кировский, Лужский, Приозерский, спрос еще не вернулся, и можно сказать, что там продолжается кризис. Сегодня спрос возвращается сегментарно: сначала в лучшие районы, а когда там цены вырастают до неприемлемых для покупателей, он растекается туда, где более дешевая недвижимость. И совершенно точно, что в ближайшее время спрос начнет перемещаться по тем регионам, где цены снизились. А будет спрос, значит, будет и работа.
– Вы сказали, что семнадцатый год работы был годом сбывшихся надежд. А что компания сделала для того, чтобы эти надежды сбылись?
– Мы очень много работали весь этот год, не останавливаясь в своем развитии ни на один день. Вообще, РФН – очень новаторская компания: мы постоянно что-то ищем, меняем, внедряем. Мы укрепляем бизнес со всех сторон – как здание, которое подвергается природным катаклизмам. Весь прошедший год мы развивали сопутствующие проекты, которые связанны с основным бизнесом и влияют на него. Так, мы вывели на очень хороший уровень «Большой каталог недвижимости». Сейчас это прибыльный проект, хорошо известный и практически не уступающий «Бюллетеню недвижимости» ни по каким параметрам. Также мы открыли портал по аренде недвижимости, переделали собственный сайт, очень много занимаемся продвижением в Интернете.
Кроме этого, мы развиваем геодезический бизнес. Кстати, наши геодезисты постоянно проводят обучения агентов вотделениях.
За семнадцатый год работы компании мы провели большую работу в Отделе обучения и развития персонала, куда приняли на работу двух новых специалистов, создали большое количество новых обучающих программ, приглашаем серьезных тренеров, устраиваем выездные тренинги в отделениях. Мы очень серьезно прибавили в этом сегменте за последний год.
Сейчас мы создаем совершенно новую структуру в компании – колл-центр, отдел, который будет принимать и обрабатывать все звонки, поступающие в фирму. Если вкратце рассказать о его работе, то все входящие звонки будут поступать в единый центр обработки, откуда они будут распределяться по отделениям. Специалисты будут интересоваться у клиента, по какой рекламе они позвонили, какая недвижимость интересует и так далее. Работа колл-центра начнется с первого сентября, сейчас происходит обучение персонала. Это нововведение даст нам объективную картину по количеству звонков в отделения и по тому, откуда эти звонки мы получаем. Таким образом, мы сможем более эффективно тратить деньги на рекламу.
В планах еще несколько новшеств: мы будем развивать продвижение компании в Интернете, также планируется очень большая работа по развитию портала bkn.ru. Мы собираемся в ближайшее время сделать из него высокотехнологичный портал нового поколения. Он будет отличаться от bn.ru, как «Мерседес» отличается от «Запорожца». Сегодня bn.ru – это портал не современный, архаичный, технологически и эстетически отстающий лет на пять от современных требований, но благодаря огромной базе объектов, он, безусловно, является лидером в Интернете. Поэтому у нас есть задача модернизировать bkn.ru, сделав новый продукт и наполнив его информацией. Это будет архисложно, но архиважно. Думаю, что через несколько месяцев мы сможем обрадовать участников рынка продуктом, который будет шагать в ногу со временем.
– Каким достижением компании за семнадцатый год ее работы Вы больше всего гордитесь?
– Самое большое достижение – то, что даже в трудные времена мы работаем и усиливаем наши позиции на рынке. Любое «цунами», любое кризисное явление, любые перемены в обществе и экономике не повлияют на нас, я абсолютно в этом уверен. Структура нашей фирмы настолько стабильна и жизнеспособна, что я не знаю, что должно случиться, чтобы произошли какието сбои: у нас нет долгов, мы нигде не кредитуемся, у нас практически все офисы в собственности. Кроме того, у РФН хорошая история, честное и известное имя, множество реализованных проектов, помимо риэлторской деятельности, репутация стабильного и добропорядочного игрока на рынке. Самое главное наше достижение за все годы работы – это стабильность. Люди, которые приходят к нам в фирму и доверяют нам большие деньги, может быть, даже последние деньги, верят в нашу компанию – вот этим мы больше всего гордимся ценим.
Если говорить о достижениях конкретно семнадцатого года работы компании, то самое большое достижение в том, что у нас есть полное сознание того, что мы на своем месте, что мы «в теме», что мы нужны и всегда, в любой кризис, мы будем работать. Возрождение рынка объяснило всем, что «Русский Фонд Недвижимости» просто необходим нашим клиентам.
– Что бы Вы хотели пожелать сотрудникам компании в семнадцатый день ее рождения?
– Я хочу пожелать, чтобы следующий год работы фирмы был годом перемен. Мне как-то попался на глаза слоган строительного магазина, где говорилось: «Перемены начинаются с нас».
Мне кажется, что перемены у людей начинаются все-таки с нас. Сначала мы, риэлторы, а потом те, кто продает строительные материалы. Я хочу поздравить всех с семнадцатой годовщиной работы компании, я абсолютно уверен, что это год начала хороших перемен. Желаю всем попутного ветра, желаю чтобы у всех наших специалистов произошли большие перемены к лучшему.