Традиционная пора надежд и свершений - осенние тревоги.

11.10.2011
946
Традиционная пора надежд и свершений - осенние тревоги.

Для рынка недвижимости осень – это традиционная пора надежд и свершений. Ее ждет  каждый риэлтор, ведь осенью рынок просыпается, покупатели активизируются, и жизнь  как-то становится оптимистичнее, несмотря на дожди, похолодание и возможный сплин. Но, похоже, этой осенью оптимизма нам придется занимать. Наступивший сентябрь навел в наших сердцах и умах настоящего шороха, иначе и не скажешь. Рубль дешевеет с каждым днем, из каждого утюга слышны разговоры о новом, еще более страшном витке кризиса. Но не так все и плохо, точнее, то, что вроде как плохо, на самом деле хорошо. Почему – сейчас  объясним.

В осень 2011 рынок входит с повышением и цен и активности. На «вторичке» спрос активизировался еще летом, когда появилась нестабильность на фондовых рынках и поползли тревожные слухи о грядущем кризисе. В итоге летом этого года было несколько нарушено традиционное затишье на рынке:  покупатели и продавцы оживились задолго до 1 сентября, и уже с середины лета рынок пришел в движение, которое он сохраняет и по сей день.

Сегодня, когда 20 сентября и заседание ФРС США уже позади, а его результаты мы каждый день наблюдаем в котировках валют, дальнейшие перспективы экономики стали совсем ясны. Также стали более ясны и перспективы рынка недвижимости: скорее всего нас ждет все  усиливающаяся активизация покупателей, ведь именно в недвижимости люди сегодня будут искать надежный способ сохранить свои деньги. Держать сбережения на банковских счетах многие будут опасаться из-за неизвестности и нестабильной экономической ситуации.  Масла в огонь подливают и средства массовой информации – что ни день, то какое-нибудь заявление какого-нибудь эксперта о новом витке кризиса, который, как оказалось, и не думал заканчиваться (а мы-то было успокоились). Что и говорить, тревожные тенденции налицо. Но эти самые тенденции играют только на руку риэлторам – нестабильность в мировой экономике, перепады курсов валют и цен на нефть, подстегивают потенциальных покупателей недвижимости к скорейшему принятию решения о покупке. Другое дело, что продавцы могут занять, да и скорее всего займут, выжидательную позицию, но тут уж, как говорится, ничего не попишешь.

Теперь о спросе: он, естественно, повысился, причем особенно повысился в сегменте массового жилья – квартирах эконом-класса стоимостью около 3 млн рублей. Интерес к таким объектам подогревает и ипотека, доля сделок с привлечением которой уже практически достигла докризисного уровня.  Вообще, на ипотеку государство сегодня делает большую ставку, пытаясь внедрить в жизнь новые программы кредитования при государственной поддержке. Будут ли они реально работать или нет, покажет только время. Хотя, сегодня переживать особо не из-за чего – на носу выборы в Государственную  Думу, потом выборы президента, и до этой поры власть точно постарается не допустить никаких потрясений. Даже напротив: премьер недавно объявил, что размер материнского капитала в следующем году будет увлечен. Правда, всего на 20 с лишним тысяч, но для покупки жилья (а именно на жилье в основном сегодня тратится материнский капитал) эта сумма лишней не будет. Тут же Министерство регионального развития «подсуетилось» и подготовило и направило на согласование проект постановления, который должен упростить схему сбора необходимых документов для использования материнского капитала в целях улучшения жилищных условий семьи.

Но вернемся к осени на рынке недвижимости Санкт-Петербурга и области. Точнее, даже больше области. Сегодня, увы, на загородном рынке объем значительно превышает спрос и предпосылок для смены этого тренда не предвидится. Покупатели ищут недвижимость за городом исходя из лозунга: «Плати мало, получай много», а продавцы держатся за каждый рубль, как будто он последний. В итоге рынок практически стоит. Эксперты уже начинают всерьез поговаривать о необоснованно высоких ценах на российскую загородную недвижимость.

Смогут ли здесь положительно повлиять на активность тревожные сводки с фронтов  мировой экономики? Едва ли – мало кто рассматривает загородную недвижимость как инвестиционный инструмент, люди с большей охотой вкладывают деньги в испанскую или французскую недвижимость, нежели в жилой фонд Ленинградской области. Исключение составляют лишь те, кто покупает недвижимость за городом с целью дальнейшей сдачи ее в аренду. Хотя есть еще одно исключение – земли сельскохозяйственного и промышленного назначения, к которым этим летом опять появился интерес. Но массовому покупателю сегодня нужна больше дача, чем загородный дом, поэтому наибольший спрос есть на недорогие объекты в непосредственной близости от города (50–70 км).

Итак, мы можем и должны сыграть на тревогах покупателей. Сегодня, когда рубль падает, лозунг «Завтра может быть поздно» актуален как никогда.